Естественное развитие: от рождения до 3 лет

Чаще, когда в обсуждении поднимается вопрос о вреде раннего развития, я встречаю много непонимания. Почему не нужно развивать ребенка? Ребенок в раннем детстве на столько пластичен, разве не нужно этим пользоваться? Чем больше мы в него вложим сейчас, тем больше получим потом.

Размышляя таким образом, родители встают на тропу раннего обучения, забывая об естественном развитии ребенка.

Итак, что является естественным для ребенка?

От рождения до года – это эмоциональное общение с мамой. Эта та деятельность, которая является основной и ведущей в данной возрастном периоде. Во время этого периода постоянно увеличивается потребность ребенка в общении с окружающими взрослыми, что определяет готовность перехода к следующему этапу развития.

Именно поэтому важно общаться с ребенком, начиная с рождения. Различные современные девайсы приводят к тому, что эмоциональное общение мамы и ребенка сходит на нет. Появляется все больше предметов, которые освобождают маму от ребенка. Теперь маме не обязательно его долго укачивать, можно положить в автоматическую люльку. Не нужно постоянно держать малыша на руках и давать грудь по требованию – можно дать пустышку. Да и самому ребенку теперь не нужно просыпаться и звать каждый раз маму на помощь, потому что в подгузнике почти всегда сухо и комфортно. И таких примеров множество.

Между тем, важность эмоциональных отношений мамы и ребенка очень хорошо видна на примере детей, лишенных этого общения. Давно показано, что дети с материнской депривацией на много хуже развиваются и соматически, и психологически.

В раннем возрасте (с года то трех лет) ребенок продолжает познавать окружающий мир. Естественной деятельностью для него является взаимодействие с предметами. Ребенок интересуется всем, что его окружает — он пробует, испытывает, изучает. Он пока не использует предметы по назначению, он пытается понять, а что вообще со всем этим нужно делать? А взрослый ему в этом помогает.

К завершению этого этапа происходит очень важное изменение в мышлении ребенка – он уже знает, что каждый предмет предназначен для какого-то действия (расчёска нужна, чтобы причесать волосы, ручкой пишут, ложкой едят и т.д.), но теперь также он умеет использовать один предмет в качестве заменителя другого (например, малыш может покормить палочкой куклу или измерить плюшевому мишке температуру ручкой). В дальнейшем это новообразование становится основой для следующего этапа развития, а именно дает возможность успешно освоить сюжетно-ролевую игру, которая станет ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Мы не будем подробно останавливаться на изменениях, которые происходят с ребенком от рождения до трех лет, поскольку о них можно прочитать в литературе по возрастной психологии, а также в любой научно-популярной психологической литературе для родителей.

Вместо этого мы лучше подумаем о том, как случайным образом не заменить естественное развитие ребенка обучением. А затем решим, а нужно ли ребенка обучать?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *