Раннее развитие – польза или вред?

Понятие «ранее развитие» сейчас очень размыто. Данный термин не является устоявшимся и понимается всеми по-разному. Чтобы избежать недопонимания и искажения смысла, который закладывается в данный текст, я считаю необходим уточнить, какое именно явления я буду описывать.

Если говорить о раннем развитии как об активной позиции мамы по отношению к ребенку в ранние годы, то безусловно я не найду (да и не буду пытаться найти) ни одного минуса такого взаимодействия. С одной оговоркой – активная позиция заключается в искреннем интересе к ребенку, готовности и желании проводить с ним время, умении адекватно общаться и выстраивать гармоничные отношения с малышом.

Однако, современные родители, а вместе с ними и многочисленные специалисты по раннему развитию, в обсуждаемый термин вносят совершенно другой смысл. А именно – всестороннее ОБУЧЕНИЕ ребенка от года до трех. Как только ребенок начинает ходить, родители выбирают различные «развивашки» для ребенка, часто малыша водят сразу в несколько секций – английский, танцы, рисование, арифметика и др.

Итак, разобравшись в понятиях, еще раз подчеркнем, что в данной статье мы будем обсуждать не раннее развитие, а совершенно другое явление. Нарочито назовем его словом, крепко укрепившимся в головах современных мам, «развивашки».

Педагогические аберрации и «развивашки»

Наравне с понятием «педагогическая запущенность», о котором всегда много говорят, стоит рассматривать понятие «педагогические аберрации», о котором чаще забывают.

Итак, педагогические аберрации – это преждевременное обучение (письму, чтению и др.) или чрезмерные физические нагрузки, не соответствующие уровню психофизиологического развития ребенка.

В современном мире редко встретишь ребенка с педагогической запущенностью. Гораздо чаще мы сталкиваемся с дизонтогенезом, спровоцировали которое как раз педагогические аберрации.

Происходит это по ряду причин.

Во-первых, во всех областях знаний можно встретить некомпетентных специалистов. Педагогика – не исключение. Если взглянуть на программы занятий в центрах раннего развития, то можно увидеть множество заданий, которые не соответствуют уровню психофизиологической зрелости ребенка.

Во-вторых, зачастую родители очень высоко оценивают задания, которые являются сложными и бесполезными в раннем возрасте (прямое обучение буквам, письму в раннем возрасте и др.)

В-третьих, родители свято верят в пользу «развивашек» и хотят вырастить самого умного, самого успешного человека. Происходит это из-за того, что большинство опирается на информации о том, что мозг ребенка раннего возраста очень пластичен. В такой литературе обычно указывают на различные факты – например, на двуязычие (билингвизм), которое развивается гораздо успешнее в раннем возрасте. Этих аргументов бывает достаточно, чтобы родитель записал двухлетнего малыша на курсы по английскому.

Ну а в чем, собственно, вред

В возрастной психологии есть понятия о сензитивных периодах, ведущей деятельности и социальной ситуации развитии. Другими словами, формирование любой функции наиболее успешно происходит в самый благоприятный период для ее развития. Кроме того, в каждом возрасте существует ведущая деятельность – это та деятельность, в которой ребенок успешнее всего развивается. Учебная деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте! Если мы вмешиваемся в естественное развитие ребенка и навязываем ему обучение (речь идет о прямом обучении, когда ребенка учат сидеть за партой, концентрироваться на неинтересном для него задании и т.п.) в раннем возрасте и в дошкольном мы получаем:

  • Отсутствие мотивации к обучению в младшем школьном возрасте. А ведь мотивация лежит в основе ведущей деятельности этого периода;
  • Автоматизация ВПФ. Т.е. ребенок обладает хорошей механической памятью в ущерб логической; бегло читает, но не может пересказать текст и т.д. В итоге мы увидим взрослого человека, который очень эрудирован, но не может решить нестандартную задачу;

Далее стоит обратить внимание на развитие мозга в онтогенезе. Нейропсихологи отмечают: «если социальная ситуация развития противоречит с актуальной ситуацией для развития мозга (например, опережает ее), происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам. Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…» (Семенович А.В.).

В итоге мы можем наблюдать (иногда отсроченные во времени) симптомы:

  • Различного рода эмоционально-личностных девиации;
  • Склонность к частым заболеваниям, аллергические явления;
  • Элементы логоневроза, дизартрии,
  • Тики и навязчивые движения;
  • Энурез;
  • Заикание.

Далее мы рассмотрим вопрос о том, как не навредить ребенку. И поговорим об естественном развитии и обучении.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *